Почему я пишу пейзажи. Записка.
2020-03-09
- 2020-03-09
Таруса
- Участники: Пилипенко Михаил
- Техники: живопись
Пейзаж хорош тем, что его не надо ставить, как натюрморт или просить прийти вовремя, как человека. Он уже есть. Его просто надо найти. Найти тот мотив, который толкнет тебя к живописи.
Я стремлюсь к живописному переосмыслению мотива. Если сравнить с литературой, то получится, что пишу стихотворение по поводу увиденного состояния в пейзаже, но только живописными средствами. Это не рассказ и, тем более, не ботаническая зарисовка. Это отношение к увиденному, переданное на холсте таким образом, чтобы на картинку было не скучно смотреть второй, третий или сотый раз. Не рассматривать, как это нарисовано, а именно смотреть – как смотрят на саму жизнь.
Стремлюсь к большой форме – к поэме. Не в смысле размера холста или количества написанного, а в смысле содержания, которое надо увидеть, почувствовать, пережить и сделать доступным для восприятия другого человека.
Когда пишешь значение имеет всё , погода, настроение, размер холста, качество кисточки, забытая тряпка, люди, которые к тебе подходят в момент работы, грачи, которые уже прилетели и, наконец, сам мотив, знакомый и удивительно новый, случайный или выбранный в течение нескольких дней, недель, а то и месяцев.
Очень люблю писать знакомые мотивы, измененные временем. Глядя на них, понимаешь, что жизнь – это постоянное, хотя и не всегда заметное движение. Стоял домик, покосился, снесли, пустырь зарастает бурьяном. Было дерево - и нет, сломалось в ураган. Такие изменения постоянны, как течение времени. Конечно, самым заметным для людей является появление и уход человека. Раньше человек мне был не особенно важен, сейчас – очень. Утром идешь в мастерскую, видишь знакомую фигуру, радуешься, жизнь продолжается. Не видишь кого-то долго, думаешь – куда пропал? А встретив, радуешься еще больше. Все-таки грачей очень трудно запоминать в лицо.